Лейкоцитарная эстераза в моче положительная при диабете Ювенильный ревматоидный артрит причины Истоки зависимости преалкогольная личность
E-mail: faq@zdorovenkin.ru

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Казачество на Украине — казачество, возникшее или возрождённое на территории современной Украины.

Первые упоминания о казаках на Украине зафиксированы в XV веке. Казаки изначально проживали в южной Киевщине и восточном Подолье[1], позже они стали называться днепровскими[2] или запорожскими, также различают северских казаков или севрюков, сечевых (низовых), реестровых[1] (городовых[3]), охочекомонных (компанейских), надворных[4] и слободских[5] казаков.

С 1663 года часть казаков, проживавших на украинских землях, вошедших в состав Русского царства стали называться малороссийскими казаками. Данный термин использовался в дальнейшем в Российской империи для официального обозначения казаков, проживавших на левобережье Днепра, то есть в Гетманщине[1]. Однако, в широком смысле дореволюционными российскими историками, малороссийскими казаками называлось всё днепровское казачество во весь период его существования.[6]

Содержание

Почтовый блок «Казацкая Украина»

Первое официальное упоминание в российских источниках о «казаках» относится к XVI веку, в частности в грамоте ногайского князя Юсуфа русскому царю Ивану Грозному. В грамоте, датированной 1550 годом, князь пишет: «Хо-лопи твои, нехто Сарыазман словет, на Дону в трех и в четырех местах городы поделали, да наших послов и людей наших, которые ходят к тебе и назад, стерегут, да забирают, иных до смерти бьют… Этого же году люди наши, исторговав в Руси, назад шли, и на Воронеже твои люди — Сары азманом зовут — разбойник твой пришел и взял их». Различные историки опираясь на российские источники до сих пор не могут прийти к единому мнению о происхождении казаков, единственное что можно достоверно утверждать о происхождении казаков, это то что казачество возникло в зоне этнических контактов различных этносов.

Запорожские или низовые казаки проживали в низовьях Днепра, южнее днепровских порогов. В конце XIV века эти земли были вне юрисдикции какого-либо государства — Речи Посполитой, Крымского Ханства, Московского Государства и Османской Империи

C образованием постоянного главного укрепления (коша), выполнявшего также функции столицы низового днепровского казачества, получившего впоследствии название Сечи, казаки, жившие в нем и его окрестностях, стали именоваться сечевыми. Сечевые (низовые) казаки жили отдельным, независимым от какого-либо государства сообществом.

Реестровые казаки[править | править вики-текст]

В 1572 году своей грамотой от 5 июня польский король Сигизмунд II Август подтвердил распоряжение коронного гетмана Ежи Язловецкого о наборе 300 низовых казаков на государственную службу и нахождение их под командованием коронного гетмана.[7] Поскольку казаки, принятые на государственную службу, были внесены в специальный список — реестр, они образовали отдельное привилегированное сословие среди казаков и малороссийского населения Речи Посполитой (сохранившееся позднее и в Русском царстве) — реестровое казачество. Реестровые казаки несли военную службу в интересах государства, за жалование[7] и привилегии (см. Привилегии дарованные Королем и Привилегии дарованные Царем). Примерно с этого времени[7] ведет отсчет такое образование, как реестровое казацкое войско.

Позднее эта военно-политическая[8][9] структура получила наименование Войско Запорожское (официально — «Войско Его Королевской Милости Запорожское»[10][11]). 11 мая 1709 года Запорожская Сечь была ликвидирована войсками Петра Первого. На территории подконтрольных Османской империи казаки попытались основать Каменскую Сечь (1709−1711 годы). Однако в 1711 году московские войска и полки гетмана И. Скоропадского напали на крепость и разрушили её. После этого была основана Алёшковская Сечь (1711−1734 годы) на этот раз под протекторатом крымского хана, но и она просуществовала недолго. Окончательно судьба запорожцев была решена 3 августа 1775 года подписанием российской императрицей Екатериной II манифеста «Об уничтожении Запорожской Сечи и о причислении оной к Новороссийской губернии»[56]:

Севрюки' (сиврюки, реже севруки, позже саяны) — потомки северян[12][13], «несостоявшийся восточнославянский народ»[14], в Московском государстве с конца XVI века считались служивым сословием из Северской земли[15].

Проживали на территории современных Украины и России, в бассейнах рек Десны, Ворсклы, Сейма, Сулы, Быстрой Сосны, Оскола и Северского Донца. Упоминаются в письменных источниках с кон. XV до XVII вв.

В XIV—XV веках севрюки постоянно соприкасались с ордынскими, а потом с крымскими и ногайскими татарами; с Литвой и Московией. Живя в постоянной опасности, они были хорошими воинами. Московские и литовские князья охотно принимали севрюков на службу.

В XV веке севрюки, благодаря своей стабильной миграции, начинают активно заселять обезлюдевшие после золотоордынского разорения южные земли находившегося тогда в вассальной зависимости от Литвы Новосильского княжества.

В XV—XVII веках севрюки уже представляли собой военизированное пограничное население, охранявшее границы смежных частей Польско-Литовского и Московского государств. Судя по всему, они были во многом похожи на ранних запорожских, донских и других подобных казаков, обладали некоторой автономией и общинной военной организацией.

В XVI веке считались представителями (древне)русской народности[16].

Как представители служилого люда[15] (казаки), севрюки упоминаются ещё в начале XVII века, в эпоху Смутного времени, когда они поддержали восстание Болотникова, так, что война эта довольно часто называлась «севрюковской»[14]. Московские власти отвечали карательными операциями, вплоть до разгрома некоторых волостей[17]. После завершения смуты севрюкские города Севск, Курск, Рыльск и Путивль подверглись колонизации из Центральной России[14].

После раздела Северщины по соглашениям Деулинского перемирия (1619), между Московией и Речью Посполитой имя севрюков практически исчезает с исторической арены. Западная Северщина подвергается активной украинской экспансии (козацкой колонизации), северо-восточная (московская) заселяется служилыми людьми и крепостными из Великороссии. . Большая часть северских казаков перешла в положение крестьянства, некоторые влились в запорожское казачество. Остальные переселились на Нижний Дон.

Начиная с середины XVII века, покидая охваченной войной земли Правобережной Украины, значительная часть малороссийского населения[18]Речи Посполитой и некоторые запорожские казачьи отряды[19][уточните ссылку] переселились на приграничные пустующие южные укра́ины Русского царства (на территории современной северо-восточной Украины, а также смежных с ней приграничных регионов современнной России), в результате чего возникло слободское казачество. Уже при царе Алексее Михайловиче эти переселенцы были причислены к Белгородскому разряду и стали именоваться «Слободскими укра́инскими казачьими полками», а край заселенный ими получил общее название «Слободской Укра́ины»[20] («Слободской укра́йны»), — в отличие от «укра́йны» («укра́ины»), состоявшей из Белгородского и Севского полков, — а её поселенцы, сохранившие свое казацкое устройство, гарантированное им жалованными грамотами московских государей, были названы слободскими казаками. Один из полков — Чугуевский казачий полк был сформирован из городовых казаков Чугуева, Орла и Курска, а также из калмыков, проживавших до 1917 года в одном из районов г. Чугуева — Калмыцкой слободе.

Среди казаков Украины в XVIII веке известны надворные казаки. Так называли охрану польских магнатов и которые содержались за их счет (кошт). Надворные казаки нанимались из числа крестьян и, несмотря на свой статус, нередко принимали участие в народных восстаниях. Наиболее известным надворным казаком является Иван Гонта, уманский сотник надворных казаков графа Силезия Потоцкого[4].

Вольное казачество[править | править вики-текст]

В середине марта 1917 года крестьянин Смоктий из Русановки, на Белоцерковщине организовал Русаковскую сотню. Вскорости крестьяне решили собрать в Звенигородке казацкий съезд и там выработать статут организации. Этим занимался Ковтуненко, человек с высшим образованием. В начале апреля все выборные сотенные командиры прибыли на съезд и приняли статут организации под названием «Вольное казачество» (укр. "Вільне Козацтво")[21]:

  1. Вольное Казачество организовывается для обороны вольностей украинского народа и охраны порядка;
  2. Вольное Казачество — территориальная военизированная организация, куда имеют право вступить граждане уезда не моложе 18 лет;
  3. В организацию не принимаются люди, «враждебные к Украине и люди, наказанные судом за уголовные преступления»;
  4. Всеми делами организации ведают командиры и советы казачьей старшины;
  5. На командные посты старшина избирается народом. Избранные командиры сами назначают себе заместителей, писаря, казначея и библиотекаря.

Червоное казачество[править | править вики-текст]

Украинские коммунисты и большевики, а также обычные граждане, поддерживающие идеи советской власти, тоже не стояли в стороне от этих процессов. Под различными названиями в селах, особенно на левобережной Украине (Приднепровье, Слобожанщина), древнем казачьем крае, в селах начали стихийно образовываться отряды красных казаков, для самообороны против различных, местных и пришлых, насильников и захватчиков, для установления советской власти в регионе. В Харькове было также было принято решение о создании первых регулярных частей красного, червоного казачества.

Формирование полков Червоного казачества по сути стало началом образования регулярной Рабоче-крестьянской Красной армии не только на Украине, но и на территориях бывшего СССР. Указ о формировании Червоного казачества был подписан 10 января 1918 года, то есть раньше 23 февраля (официального дня образования Красной Армии в советских учебниках истории). В отличие от красногвардейских отрядов, которые содержались за счёт предприятий, средства на содержание Червоного казачества выделяли партийные организации, а потом Советское правительство. Командование Червоного казачества не выбиралось, а назначалось.

В историографии украинское казачество рассматривается как важнейший этап в формировании украинского народа и государственности. Роль казачества во всей социально-политической жизни Украины была настолько велика, что термины «казаки» и «страна казаков» в XVI—XVIII вв. были обозначением страны и народа вообще (гораздо раньше, чем утвердились как основные названия «украинец» и «Украина»). Казачество в этот период сыграло роль национального символа, носителя этничности и защитника национальных интересов и веры[22].

Критика роли казачества на Украине[править | править вики-текст]

С казачеством движение за самостоятельность Украины связывал и такой критик идеи украинской нации, как Николай Ульянов, отрицательно оценивавший и украинское казачество: «казаки были воспитаны в духе отрицания государства… не только гетманский престиж ни во что не ставили, но и самих гетманов убивали с легким сердцем и были в любую минуту готовы к „розносу“ гетманских пожитков», а «казачья „демократия“ была на самом деле охлократией … Не создав своего государства, казаки явились самым неуживчивым элементом и в тех государствах, с которыми связывала их историческая судьба»[23].

  1. 1 2 3 Голобуцкий В. А. Украинские казаки // Большая советская энциклопедия.
  2. Ключевский В. О., Лекция 45. Разд. Малороссийское казачество.
  3. Договоры и постановления Прав и вольностей войсковых между Ясне вельможным Его милости Паном Филиппом Орликом новоизбранным войска Запорожского Гетманом, и между Енеральными особами Полковниками, и тым же войском Запорожским с полною з обоих сторон обрадою Утверженные При вольной Елекции формальною присягою от того же Ясне вельможнаго Гетмана Потверженные Року от рождества Христова αψίМесяца Априля ε: (5 апреля 1710 г.)
  4. 1 2 Антонович В. Уманский сотник Иван Гонта // «Киевская Старина» — К., 1882. — Кн. 11. — С. 250−276; «Руська історична бібліотека» — Львов, 1897. — Т. XIX. (укр.)
  5. Голобуцкий В. А. Слободские казаки // Большая советская энциклопедия.
  6. Ключевский В. О., Лекция 45. Разд. Задачи внешней политики.; Малороссийское казачество.
  7. 1 2 3 Щербак В., 2000, Разд. 2.1. Реєстрові козаки на державній службі
  8. Шпиталев Г. Г. Запорожское войско периода Новой Сечи = Запорозьке військо періоду Нової Січі  (укр.) // «Південна Україна» : Часопис. — Запоріжжя, 2002. — Т. 7. — С. 159−182.
  9. Запорожское войско // Данкир О., Кочиев Г., Ходов С., Юрив В. Казачий Порядник  (Проверено 15 апреля 2012)
  10. «Ко Дню государственного флага Украины 23 августа 2010 года» // © ЦГЭА Украины (tsdea.archives.gov.ua)  (Проверено 14 апреля 2012)
  11. Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в Государственной коллегии иностранных дел. Часть Третия. — М.: Типография Селивановского, 1822. — С. 464.
  12. Багновская, 2002
  13. Голубовский, 1881
  14. 1 2 3 Ракитин
  15. 1 2 Садиков, 1947, с. 132—166
  16. Садиков, 1947 <…> из тюрмы и Колмака и Ширяя и путивльцов детей боярских, Дениса Репина с товарыщи, которых на сторожех имали, и азстороханских казаков 70 человек, взяты на Волге с Прокофьева судна Цвиленева, и Резанских и Мещерских казаков и Ивана Фустова казаков княж Петрова полку Серебряного 20 и севрюков 21, всех нас, руси, с полтораста человек, на катарги подавал Мисюрю-каптану <…>
  17. Гойзман
  18. Яковенко Н. Н., 1997, C. 368, цитата: "В целом же, по подсчетам Дмитрия Багалия, к 1780-м гг. на территории Слободской Украины на пустынных до этого просторах, проживало свыше 990 тыс. человек, среди которых абсолютное большинство составляли колонисты из Украины, причём около половины считалось вольными войсковыми обывателями, то есть бывшими казаками"
  19. Яковенко Н. Н., 1997
  20. Слободская Украина // Большая советская энциклопедия : в 30 т. / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  21. Миколаїв Богумир. Наші попередники − Українське Вільне Козацтво // Сайт «Характерне козацтво» (kozaky.org.ua) 01.01.2007.
  22. Полищук Н. С., Пономарёв А. П. (ред.) Украинцы — М., «Наука», 2000. (Институт этнологии и антропологии РАН)
  23. Ульянов Н. И. Происхождение украинского сепаратизма — Нью-Йорк, 1966; Мадрид, 1966; М.: издательство «Вагриус», 1996(репринт); М.: Индрик, 1996. — 280 с. — ISBN 5-85759-029-9.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0...


Комментарии:


Оставить комментарий
Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Введите код: *
Мануальный терапевт в одинцово альтамед